Ведущие экономисты правительственных структур ведут дискуссии по поводу ожидаемых темпов роста ВВП в 2019 году. Оптимисты ориентируются на 1,4%, пессимисты -1,2%. По факту первого полугодия зафиксирован рост – 0, 7%. Это на уровне погрешности измерения. Пусть победят оптимисты. Что дальше? Относительно 2020 года приводятся аналогичные прогнозы. Требования Майского 2018 года Указа Президента, согласно которым ВВП России должен прирастать ежегодно с темпами, превышающими мировые, преданы забвению. Трагедия страны — расширение масштабов бедности населения, снижение за пять лет ее доли в мировом ВВП от 1,9 до 1,55 %, превращается в фарс. Руководство страны поручает юному последователю монетаризма Орешкину «нащупать модель развития экономики», которая выведет Россию на требуемые темпы роста в 4%. При этом все больше времени Правительству приходится уделять не данной важнейшей проблеме, а ликвидации последствий наводнений, пожаров. В этих условиях в интернете сформировался высокий спрос на выступления идеологов, оппозиционных к действующей власти. Миллионы его пользователей ежедневно смотрят выступления новоиспеченных кумиров. Это умело используют организации, размещающие рекламу, и журналисты, берущие интервью у наиболее агрессивно настроенных лиц. Заинтересованность трех указанных категорий приводит к росту аудитории в геометрической прогрессии. Ситуация повторяет конец 80–х годов прошлого века, когда СМИ в погоне за сенсациями и подачей «жареного» стали вершить политику государства. Никто из акул пера того времени не связал последующий десятилетний хаос со своими действиями по поджогу общественного сознания. При этом многие из них нажили капитал. У нынешней ситуации есть важная особенность – протестная пропаганда распространяется новейшими средствами информатизации с использованием рыночных механизмов. Реклама из движителя торговли опосредовано через Интернет превращается в «буревестника» очередной революции. Это новое явление опасно непредсказуемостью масштабов влияния и оперативностью воздействия. К сожалению Правительство этого не замечает.
Сегодня представители оппозиции выдвигают два требования. Одна группа настаивает на смене действующего руководства страны, другая – на возврате к социализму и СССР. Подобное полярное раздвоение во взглядах само по себе является предпосылкой для хаоса и насилия. Обе группы понимают, что Правительство находится в тупике и не видит выхода из сложившегося положения. При этом многие придерживаются линии В. Ленина, занимаемой им в преддверии революционных событий: «Чем стране хуже, тем нам лучше, тем мы ближе к захвату власти». Идеолог, для которого благополучие народа, а значит и государства, важнее личной популярности, посчитает своим долгом оказать помощь Правительству конструктивной критикой, разработкой реалистичной концепции совершенствования управления. Новые кумиры Интернета, используя неограниченные масштабы его аудитории, как правило обыгрывают узкую группу одиозных фактов, ошибок Правительства, лежащих на поверхности. При этом они не вникают в сущность трудностей, связанных с переходом от одного общественного строя к другому без четкой идеологической концепции. Никто из них не предлагает общественности комплексную реалистичную программу перехода страны к интенсивной модели развития. Те, кто требуют сменить власть, ограничиваются ее критикой и выдвижением общих лозунгов. Строители нового социализма пытаются убедить слушателей в достоинствах общественного обустройства СССР, предлагая для него ряд косметических правок. Даже внутри одной группы ее идеологи не способны выработать единую позицию. Во — первых, каждый из них индивидуален, поёт свое соло и не считает целесообразным выступать в ансамбле с другими для подготовки реалистичной программы. Во-вторых, журналисты, беседующие с кумирами, больше озабочены ростом своей популярности. Они не предпринимают попыток по обобщению взглядов новых кумиров из-за боязни вызвать критику отдельных из них. В-третьих, все считают, что Президент не примет, не способен принять любую программу оппозиции. Для этого довода, есть определенные основания. Но при обсуждении этой темы первичным является все же отсутствие у оппозиции, как и у Правительства, реалистичной программы ускоренного развития страны. Лозунг– отобрать собственность у олигархов и вернуть народу, такой программой не является. Газпром сегодня, формально и по декларациям руководства, является народным достоянием. Но на практике это привело к тому, что его работники, получают зарплату в 3 раза превосходящую среднюю зарплату по стране, а акционеры, среди которых велика доля иностранцев, награждаются самыми высокими в стране дивидендами. Ситуация с другими государственными компаниями и банками аналогична. Есть более рациональный и надежный набор мер по решению проблемы социального неравенства: урезание зарплаты топ менеджеров, поэтапное введение прогрессивного налога (до 50 %) на доходы физических лиц и на передачу олигархами наследства. Он принят всеми ведущими странами мира. Это путь более длительный, но народная мудрость гласит: «Хорошо скоро не бывает».
Президент находится в более сложной ситуации, чем периодически сменяемое Правительство. Он единолично руководит страной 20 лет. В его первый президентский срок экономика росла, советы оппозиции были не нужны. Сейчас, после многолетнего падения реальных доходов населения, трудно поверить в то, что, получив разумную реалистичную программу, понимая, что стагнация экономики с большой вероятностью может перерасти в ее падение с ускорением обнищания населения, он не примет предложения конструктивной оппозиции к изучению и реализации. Трудно также ожидать что, реагируя на него, он ограничиться мерами по улучшению положения только беднейших слоев населения, укрепив при этом силовые структуры и расширив репрессивные меры против оппозиции. Можно долго гадать, одно несомненно – диалог с оппозицией отсутствует. Правительство, в котором большинство министров совершенно не имеет производственного опыта по своему профилю работы, по-прежнему признается единственным источником мудрости. Приближенным к Правительству «буйным» предоставляются высокооплачиваемые должности (Чубайс, Глазьев, Кудрин), после чего они в короткие сроки теряют новаторский дух, а далее политический вес. Неизбежно пришло время, когда непринятые заявления интеллектуальной оппозиции замещаются более грубыми требованиями участников уличных протестов. Они становятся опасным дополнением к пожарам и наводнениям, лишая напрочь руководство страны возможности искать пути ускоренного развития страны. В этой ситуации крайне важно объявить программу вывода экономики страны на высокие темпы роста главной, разработать и реализовать ее. То есть по-настоящему, а не в версии шоу Минэкономразвития взяться за решение Майского 2018 года Указа Президента.
Для начала руководству страны необходимо принять в качестве аксиом три положения. Первое – стагнация экономики России, снижение ее доли в мировом ВВП при сохранении амбиций сверхдержавы крайне опасны для страны. Второе – стагнация экономики России есть не случайность, не следствие санкций и совпадения неблагоприятных обстоятельств, а закономерный результат использования созданной за последние 30 лет новой государственной системы. Избрав обоснованно путь развития, присущий ведущим странам Запада, мы до крайности изуродовали характер движения по нему грабительской приватизацией, коррупцией, воровством, вывозом капитала, монополизацией важнейших отраслей, уничтожением науки и наукоемкого производства, социальной несправедливостью, политическим единовластием, фальшью и ханжеством. Третье – исправление ситуации (восстановление социальной справедливости и высоких темпов роста экономики) на базе рыночной модели развития возможно, при проведении разумной политики оно будет связано со значительно меньшими потрясениями и потерями, чем судороги с реставрацией строя, присущего СССР. Страна не начнет расти и не выйдет на превышение среднемировых темпов роста ВВП, пока ее лидеры не примут данные аксиомы.
После их принятия необходимо будет устранить в первоочередном порядке одиозные явления нашей деградации, изложенные в серии статей с общим названием «Майские указы — провал неминуем?» Но и этого будет недостаточно. Нам нужно понять, что наша экономика потеряла способность к росту не только из-за указанных явлений, но также из-за того, что принятый на вооружение ведущими странами мира монетарный метод управления был использован в России без учета ее специфики. Исходным условием для успешного применения этого метода является высокий уровень конкуренции во всех отраслях. В России уровень монополизации в большинстве ведущих отраслей превышает показатели СССР. Ранее был Мингазпром СССР, он занимался только добычей газа. Сейчас Газпром добывает газ, Газпромнефть – нефть, Газпром энерго производит 40 % электроэнергии страны. Корпорация владеет большей частью газораспределительной сети страны, ведет расчеты с 25 млн. физических лиц и несколькими сотнями тысяч юр.лиц, строит газопроводы. Заграничные дочки, банки, страховые компании, пенсионные фонды, спортивные команды расширяют этот перечень. В аналогичном положении находится Роснефть с ее заграничными дочками. Деятельность Мингазпрома СССР в деталях контролировалась государством. Оно ежегодно выставляло ему более высокие требования. После 1991 года страна уменьшилась в масштабе более чем в два, тогда как группа Газпром по основным параметрам возросла против Мингазпрома СССР многократно. Ранее отрасль напрямую подчинялась Правительству, в настоящее время формально Минэнерго России курирует компанию Газпром. По факту подбор кандидатуры Министра напрямую зависит от мнения руководителей указанных монополий. По совокупности указанных причин влияние государственного управления в принуждении ведущих корпораций отрасли к повышению эффективности работы, развитию науки снизилось до нуля. Монетарные методы управления позволяют им при отсутствии государева ока, изымать из валютной выручки от экспорта нефти и газа по «потребности», соревноваться в успешном строительстве коммунизма в рамках своих корпораций. Аналогичные возможности имеются у других ведущих компаний. На следующем этапе после ликвидации явлений деградации необходимо будет осуществить меры по совершенствованию монетарных методов управления экономикой. Необходимо нацелить их на стимулирование инвестиций с короткими сроками окупаемости.
Третьим направлением работы должно стать создание системы принуждения ведущих корпораций к повышению эффективности работы. При наличии существенных успехов рыночной экономики России в тех сферах деятельности, где сформирована конкуренция, нет смысла возвращаться в социализм. На данном этапе в качестве тактических мер необходимо заимствовать у него лучшие приемы государственного управления корпорациями. При этом стратегическим направлением необходимо считать создание для них конкурентной среды. Конкретные меры по ее созданию должны быть включены в каждое из трех направлений. Совокупность указанных мер обеспечит высокие темпы роста ВВП.
Перед изложением конкретных мер по третьему направлению необходимо напомнить, что ВВП страны определяется, как произведение численности работающих на производительность их труда. Для его ускоренного роста необходимо увеличение обеих составляющих — численности работающих и насыщение предприятий высокопроизводительной техникой. В России уровень безработицы низок — 4%, страна вступила в период демографического спада. Существует мнение, что разговор о новых мощностях – прожектерство, так как даже действующие предприятия будут испытывать дефицит кадров. Этим фактически оправдывается необходимость проведения пенсионной реформы. По факту ситуация имеет совершенно иной характер. При низком формальном уровне безработицы в стране имеется громадная скрытая безработица.
По заказу Тулеева, губернатора Кемеровской области специалисты Германии подготовили предложение о технической модернизации угледобывающих предприятий области. Его реализация позволила бы сократить 10 тыс. шахтеров. Программа легла «под сукно». Психологию губернатора понять можно: «Область на хорошем счету, я в почете у руководства страны, бизнес близких мне людей процветает. Завтра проведу сокращение, не смогу трудоустроить горняков, 40 тысяч граждан области, ввергнутых в нищету, меня скинут с губернаторского кресла».
В последние годы ведущим глашатаем технического прогресса в стране выступает руководитель Сбербанка Г. Греф. Делаются публичные заявления об ускоренной автоматизации и роботизации интеллектуального труда, ожидаемом сокращении численности на 100 тыс. человек. Однако отчеты банка за последние годы не отражают этих деклараций. Численность персонала по-прежнему находится на уровне 300 тыс. человек, тогда как у ведущего швейцарского банка при равной капитализации численность в пять раз меньше. И опять можно предположить, что причиной торможения роста производительности труда является личная корысть: «Я имею самую высокую зарплату, она более чем в 1500 раз превышает среднюю зарплату по стране. Банк получает сверхдоходы за счет высоких тарифов на услуги и запредельного процента за кредит Акционеры (в значительной степени иностранцы) получают рекордные дивиденды, дают мне высокие оценки. Проведу роботизацию, уволю людей, погрязну в конфликтах. Мне это надо?» Нет необходимости расписывать в деталях ситуацию в Газпроме, Роснефти. Она аналогична. Об этом говорят цифры. За период с 2012 по 2018 годы добыча газа в Газпроме упала на 3,2%, тогда как рост численности приблизился к 10%, фонд заработной платы увеличился на 82%. Можно приводить бесконечное число оправданий, но они не дают убедительного ответа на вопрос почему выработка на одного работающего в Газпроме в 25,2 раза ниже показателей американской фирмы Эксон Мобил. По Роснефти цифры так же не блестящи. За 2017 год добыча нефти и ее переработка выросли, соответственно на 10% и 16%, тогда как численность – на 22%, фонд заработной платы на 27 %. Удивляют последние данные Росстата. Согласно им заработная плата работников сферы добычи сырой нефти и газа в июне 2019 года возросла на 41,6 % по отношению к июню прошлого года.
Здесь были названы четыре важнейшие и в понимании общества наиболее прогрессивные структуры экономики. Согласно майских 2012 года Указов Президента страна должна была нарастить производительность труда к 2018 году на 50%, задание было полностью провалено. А как могло быть по-другому, если указанные выше организации живут по своим указам, характера противоположного Указам Президента? К сожалению, подобное наблюдалось во всех ведущих корпорациях России, и эта порочная стратегия перешла на следующий президентский срок. Здравый смысл подсказывает, что ликвидация скрытой безработицы есть важный движитель роста производительности труда корпораций, роста реальной заработной платы ее работников. Но для того чтобы этот движитель вызвал рост реальных доходов всего населения России, увеличение потребительского спроса и, соответственно, ВВП страны, необходимо реализовать синхронно во времени программу строительства новых высокотехнологичных производств с количеством рабочих мест, адекватных числу сокращаемых работников. При этом продукция данных производств должна привести к масштабному замещению импортных товаров и росту экспорта. Выполнение этих условий позволит решить еще одну важную задачу экономики — снизить темпы инфляции до 1-2%. Нужны инвестиции, дополнительные ресурсы, оборудование. Значит наряду со снижением численности персонала на действующих предприятиях и в бюджетных организациях должен быть объявлен режим чрезвычайной экономии. Снижение издержек по всем статьям себестоимости должно стать главным критерием эффективности менеджмента компаний всех форм собственности. В соответствии с данной идеологией решение всего комплекса задач — масштабное сокращение численности, накопление инвестиционных средств, создание резервов сырья и материалов, строительство новых производств с высокотехнологичными рабочими местами, трудоустройство высвобождаемого персонала должно быть поручено ведущим корпорациям. Учитывая отношение их руководителей к Майскому 2012 году Указу Президента, термин «поручено» неуместен. Должен быть создан механизм жесткого принуждения, определена величина вклада каждой крупной организации в прирост ВВП страны до 2024 года. При этом максимальный эффект будет достигнут в том случае, если корпорация при строительстве новых производств будет ориентироваться на потребности своего технического перевооружения. Ведущие банки должны организовать изготовление импортных аналогов оборудования необходимого для совершенствования компьютеризации во всей банковской отрасли. Газпрому целесообразно сконцентрировать усилия на изготовлении доступного по ценам оборудования и систем автоматизации для коренной технической реконструкции магистральных и газораспределительных сетей, перевода тепловых электростанций на парогазовый цикл.
Надо признать, что достаточно масштабные примеры освоения монополиями смежных сфер деятельности уже имеются. Так Роснефть приступила к строительству на Дальнем Востоке завода по изготовлению супертанкеров для перевозки нефти и СПГ. С учетом дешевых материальных и энергоресурсов, рабочей силы в России можно было надеяться, что стоимость танкеров будет ниже показателей мирового рынка. Однако, для обеспечения сбыта своей продукции Роснефть запросила от Правительства дотации на каждое судно в размере 20% стоимости его южнокорейского прототипа. Как страна может выйти на превышение мировых темпов роста ВВП, если в каждом новом проекте мы будем закладывать неконкурентные показатели. Нельзя допускать, чтобы производства, создаваемые с целью ликвидации скрытой безработицы, имели эффективность ниже мирового уровня. Целесообразно, чтобы после освоения ими проектной мощности корпорации могли с прибылью реализовать их профильным организациям.
При реализации корпорациями инвестиционных программ государство должно играть координирующую роль. Отслеживая по бизнес планам предприятий их параметры, оно должно корректировать материальные балансы и программы создания инфраструктуры, осуществлять меры содействия по ликвидации дефицита, синхронно с началом выпуска новой продукции корректировать импортные пошлины на аналоги.
Как ранее указывалось, стратегическим направлением совершенствования экономики должно стать создание конкурентной среды. Из корпораций, которые не обеспечивают выполнение напряженного задания по снижению всех видов издержек и трудоустройству высвобождаемых сотрудников, должны выводиться структурные подразделения. На первом этапе это могут быть предприятия, являющееся технологическим балластом. Например, для Газпрома – ГРО, РГК. В случае, если ситуация не меняется необходим будет вывод из Группы наиболее доходных организаций. Это позволит руководству Газпрома сосредоточить внимание на проблемных компаниях. Основные параметры программ каждой корпорации должны быть зафиксированы в ее пятилетнем бизнес плане. Профильные министерства на основе их смогут определить вклад каждой отрасли в прирост ВВП России, Минэкономразвития представить обобщенные данные по стране по годам до 2024 года.
Можно с большой долей уверенности сказать, что данные предложения будут встречены корпорациями и ведомствами в штыки. Причин много. Во-первых, на фоне масштабного сокращения численности «бельмом на глазу» будут выглядеть нынешние, запредельно высокие зарплаты руководителей корпораций и банков. Потребуется их существенное урезание. Во-вторых, большинство руководителей в силу низкой технической квалификации не смогут обеспечить качественную разработку и исполнение программ. Потребуется привлечение кадров из бизнеса с высокой подготовкой.
Скептикам можно будет привести дополнительные доводы из истории. Подобная ситуация возникала в СССР после окончания ВОВ трижды. После победы страна приложила громадные усилия чтобы «перековать мечи на орала». Во второй половине 50-х годов Н.Хрущев провозгласил программу масштабного сокращения численности бюджетной сферы и одновременно принял программы химизации страны, создания мощностей по панельному домостроению, освоения целинных земель. Для мобилизации всех отраслей промышленности было объявлено требование: «Семилетку за пять лет». Необходимо признать, что при наличии некоторых перекосов оно было выполнено в большинстве отраслей.
Когда в стране в середине 60–х годов пошла большая нефть Западной Сибири, доходы от нее были направлены на закупку новых заводов по импорту. Резко возросла потребность в строителях, монтажниках, квалифицированных рабочих, инженерах. В каждой отрасли возник почин по переходу на расширенный фронт обслуживания. Благодаря этому удалось сократить сотни тысяч рабочих мест, обеспечить своевременный ввод и освоение мощностей гигантов индустрии ВАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, нескольких сотен химических предприятий и др. Практика последних лет показала, что единичные гигантские объекты мы сегодня способны построить в короткие сроки. Но предлагаемая программа потребует модернизации громадного числа предприятий. Это проблема другого порядка.
При наличии Президента, добившегося значительных успехов в военно-политической сфере, имеющего высокий уровень доверия у населения, стране нужен Премьер с сильным характером, значительным опытом работы в руководстве высокотехнологической, динамично развивающейся корпорации. Такие специалисты есть. Приход одного из них и его поддержка В. Путиным позволили бы стране выйти на высокие темпы роста экономики в ближайшие годы. Но здесь возникает проблема другого рода. Новый Премьер, способный разработать и наладить реализацию программы, неизбежно станет реальным конкурентом В. Путина, как Президента. Оппозиция поставит на него, как это происходило при М. Горбачеве с Ельциным, или в 2012 году с Д. Медведевым. Характер взаимоотношений России с Республикой Беларусь, публикации СМИ, указывают на то, что создание единого государства даст возможность В. Путину стать его Президентом. Не исключен вариант того, что после внесения изменений в Конституцию РФ он может сохраниться в существующем статусе и после 2024 года. Сложившийся стиль авторитарного управления В. Путина, выращенный придворными СМИ по шаблону СССР культ личности, стремление показать себя в качестве отца нации в каждом значимом событии, все это в сочетании с надеждой на сохранение статуса Президента после 2024 года делают маловероятным назначение Премьера с требуемыми качествами. Просматриваются два варианта. По первому — страна плывет по течению с нулевыми темпами роста экономики, втягиваясь в непредсказуемые по последствиям водовороты выборов 2021 и 2024 годов. По второму – за реализацию программы роста берется сам Президент. При отсутствии требуемой технической квалификации он имеет достоинства, авторитет в совокупности адекватные сложности программы. Главное сможет ли он проникнуться ее абсолютной необходимостью, не затуманят ли его голову «монетаристы». Потребуется проявить гражданское мужество. Ранее мы видели, что в политике, военных столкновениях его личное мужество приводило страну к успеху. Но это было мужество другой категории. Там он выступал против врага. При реализации программы роста ему придется менять отношение к значительной части элиты страны, членам своей команды. И делать это нужно будет без оглядки на то, как подобные меры повлияют на его шансы стать Президентом после 2024 года. В песне, которая воспринимается его товарищами по профессии как гимн, есть такие слова: «Нужно просто помнить долг, от первого мгновения до последнего». Президентский срок в истории страны — всего лишь мгновение.
Есть еще достаточно важная деталь. Мы не можем отодвигать, объявление данной программы на предвыборный период. У нее есть две стороны. Массовое увольнение работников — последующее трудоустройство на высокотехнологичные места. Люди воспримут первое, как неизбежную реальность, второе, как сомнительное обещание. Выборы будут провалены. Необходимо чтобы население поверило в программу. В связи с этим важно, чтобы она в виде серии масштабных пилотных проектов стартовала в каждой отрасли уже в 2020 году. По совокупности успешных проектов необходимо будет принять к концу 2023 года шестилетний план роста эффективности экономики России, основанный на указанных выше идеологических подходах. В сочетании с высокими результатами пилотных проектов он станет главным подтверждением дееспособности власти, ее высокоэффективным инструментом на выборах Президента.
Александр Петров
Статья была опубликована в авторском блоге Сергея Правосудова на сайте газеты «Завтра»