Компании разные — страна одна

В журнале «Газпром» (№10, 2018) мной были представлены методические подходы, согласно которым эффективность работы корпорации предлагалось оценивать по темпам снижения себестоимости продукции. Однако в реальной практике на конечные результаты работы «Газпрома», его доходность очень существенное влияние оказывают цены на газ по экспортным контрактам. При этом возможности «Газпрома» по их поддержанию на оптимальном уровне весьма ограниченны. Возникает вопрос: что можно было бы сделать по ослаблению негативного влияния этой проблемы.

Перед изложением своей позиции хотел бы обратить внимание на то, что в долгосрочном плане достаточно отчетливо просматривается тренд на после­довательный рост мировых цен на газ.

В 1998 году продажи газа в страны ЕС осуществлялись по цене 42 долл./1000 куб. м, на пике нефтяных цен в начале текущего десятилетия она приблизилась к 400 долл./1000 куб. м.

В 2019 году на спотовом рынке ЕС они снизились до 170 долларов. Поэтому речь должна идти о минимизации колебаний при сохранении общего тренда на рост цен. Также положительным является то, что руководство нашей страны после существенного падения цен на нефть в 2014 году наладило сотрудничество с ОПЕК. Оно позволило значительно поднять цены на нефть и поддерживать их на достаточно комфортном уровне. С учетом того что большая часть экспортных контрактов по газу привязана к ценам на нефтепродукты, результаты взаимодействия с ОПЕК положительно отразились на доходах «Газпрома».

Александр Петров, кандидат экономических наук.

Труба или  СПГ?

В то же время нельзя не замечать, что за последние годы сформировались риски того, что экспортные цены на главных для нас рынках могут снизиться вследствие соперничества ведущих отечественных производителей газа.
Новые газовые проекты, созданные как инструмент нашей внешней политики на Востоке, пока не подтверждают свою высокую эффективность. СМИ уделяют много внимания проекту «Ямал СПГ». При этом отсутствовал объективный анализ причин его появления. Никто не указывал, что рождение мегапроекта по производству 15 млн т сжиженного природного газа (СПГ) стало следствием монополии «Газпрома» на экспорт газа по трубопроводам.
Как известно, организатором проекта является компания НОВАТЭК. Она в конце 90­х годов прошлого века приступила к освоению глубинных залежей газа и газового конденсата в Западной Сибири. Используя созданную «Газпромом» газотранспортную инфраструктуру, получив премиальные регионы для сбыта газа, НОВАТЭК в короткие сроки вышел на годовой уровень добычи в 65 млрд куб. м газа.

Неоднократно компания ставила перед правительством РФ вопрос о предоставлении ей права на экспорт газа с поставкой его в Западную Европу по трубопроводам, но получала отказ. «Газпром» считал, что появление на данном рынке новых игроков приведет к обрушению цен. НОВАТЭК во избежание этого предложил схему продажи газа через «Газпром экспорт», как комиссионера, но вновь получил отказ, подтвержденный правительством. Имея запрет на экспорт трубопроводного газа, компания, нарастившая на волне прошлых успехов громадный потенциал и амбиции, захотела стать влиятельным игроком на мировом рынке газа.

Российские налогоплательщики спонсировали российских
и иностранных акционеров компаний НОВАТЭК и «Ямал СПГ». 
Трудно сказать, насколько эти меры соответствуют требованиям
закона «О защите конкуренции»и положениям ВТО

Планы создания новых крупных мощностей по производству СПГ на Дальнем Востоке для поставки газа в Китай и Японию «Газпром» и «Роснефть» разработали более десяти лет назад. Реализация данных проектов потребовала бы значительно меньших затрат, чем «Ямал СПГ», близость их к важнейшим рынкам сбыта обеспечивала бы более высокую доходность в сравнении с газом из США, Австралии и Катара. Руководство НОВАТЭКа несколько лет наблюдало за конфликтом «Газпрома» и «Роснефти». Убедившись в отсутствии перспектив достижения компромисса, НОВАТЭК вышел с инициативой по созданию собственного завода СПГ на Ямале. Государство его поддержало. По предложению руководства НОВАТЭКа в закон об экспорте природного газа была внесена поправка, разрешающая производителям СПГ осуществлять его экспорт самостоятельно. В августе 2013 года правительство РФ приняло решение об отмене экспортной пошлины на природный газ, который экспортируется в виде СПГ.
При этом на природный газ, транспортируемый за рубеж по трубопроводам, пошлина составляла 30% от контрактной стоимости.

Руководство НОВАТЭКа в начале апреля сообщило,что вынуждено
из-за дальности транспортировки СПГ до Китая и дефицита танкеров 
продавать газ в ЕС по 112 долл./1000 куб. м (на 35% ниже рыночной)

«Ямал СПГ» также освобождался от уплаты НДПИ на природный газ, налога на имущество. Налог на прибыль для него был снижен с 18% до 13,5%. Этот набор льгот дополнялся тем, что газовый конденсат, добываемый НОВАТЭКом на Ямале вместе с природным газом, также был освобожден от уплаты НДПИ и экспортной пошлины. Одновременно за государственный счет была построена портовая инфраструктура на Ямале. Получилось, что российские налогоплательщики спонсировали российских и иностранных акционеров компаний НОВАТЭК и «Ямал СПГ». Трудно сказать, насколько эти меры соответствуют требованиям закона «О защите конкуренции» и положениям ВТО.

Эффективная конкуренция?

В декабре 2013 года, когда мировые цены на нефть достигли 115 долл./барр., руководство НОВАТЭКа приняло главное инвестиционное решение о строительстве на побережье Ямала завода по производству СПГ мощностью 15 млн т. Одновременно должны были создаваться мощности по добыче газа в объеме 21 млрд куб. м. Инвестиции, без учета капитальных затрат на транспортную схему по морской доставке СПГ, оценивались в 27 млрд долларов.

Они были весьма велики для проектов подобной мощности. При определении окупаемости проекта расчеты опирались на высокие цены для рынков газа АТР и ЕС. В Азии в связи с выводом из эксплуатации атомных электростанций в Японии цены находились на уровне 531 долл./1000 куб. м. В Европе – 350 долларов.

Проект «Ямал СПГ» создал конфликт интересов двух лидеров газовой отрасли. Еще с конца 1990­х годов там же, на полуострове Ямал, «Газпром» активно вел строительно-­монтажные работы по освоению Бованенковского месторождения с годовой мощностью 115 млрд куб. м газа. К 2013 году они вступили в завершающую стадию. Для транспортировки этих объемов в ЕС были построены магистральные газопроводы на территории России, а также
подводный газопровод «Северный поток».

В настоящее время на завершающей стадии находится строительство газопровода «Северный поток – 2». Стоимость только подводной части обоих потоков оценивается более чем в 15 млрд долларов.

Освоение Бованенковского месторождения планировалось исходя из сложившихся в начале века ожиданий, что годовой экспорт газа в Европу из России возрастет с 170 млрд до 300 млрд куб. м. Однако из-­за существенного снижения стоимости американского угля, вытесненного в Европу из США сланцевым газом, и наращивания мощностей ВИЭ потребление газа в ЕС в 2012 году сохранилось на уровне 2006 года. При этом существенно снизились объемы потребления газа Украиной.

Решение о создании завода СПГ на Ямале компанией НОВАТЭК с учетом данных обстоятельств не было оптимальным. Оно обосновывалось следующими доводами:

  • большая часть газа с «Ямал СПГ» должна поступать в Китай, так как глобальное потепление откроет круглогодичную навигацию по Северному морскому пути;
  • цена газа на рынках газа в АТР существенно превышает цены в ЕС.

Эти доводы не снимали конфликта интересов, при этом последующие события еще более его усилили. В мае 2014 года «Газпром» заключил контракт на поставку газа по газопроводу «Сила Сибири». Он предусматривает продажу природного газа на сумму 400 млрд долларов с новых месторождений Якутии и Иркутской области. Объемы годовой поставки должны будут составлять 38 млрд куб. м. Газ должен доставляться на северо-восток Китая, то есть в наиболее выигрышную зону для поставок газа с «Ямал СПГ» в случае его транспортировки через Берингов пролив.

Завод «Ямал СПГ» создавался на основе проекта французской фирмы Tehnip с использованием основного технологического оборудования и металлоконструкций китайского производства. Заключением контракта на инжиниринг и поставки оборудования иностранные собственники «Ямал СПГ» существенно снизили свои финансовые риски. Льготы, предоставленные проекту правительством, создали им комфортные условия. Объект был введен в плановые сроки – декабрь 2017 года. Работы на 2-­й и 3-­й линиях были проведены с опережением графика, что позволило уже к началу февраля 2019 года отгрузить 10 млн т. СПГ. С позиции организации строительства и пуска крупномасштабных объектов глава НОВАТЭКа, потомственный строитель Леонид Михельсон, подтвердил свою высочайшую квалификацию. Но этого оказалось недостаточно для полного успеха проекта.

Его идеологи не учли вероятность существенного снижения цен на нефть и газ. Падение цен на углеводороды началось в августе 2014 года, через восемь месяцев после принятия главного инвестиционного решения по проекту «Ямал СПГ». К январю 2015 года цены на нефть марки Brent снизились со 115 долл./барр. до 50 долл./барр. Цены на газ, привязанные к долгосрочным контрактам, соответственно, упали более чем в два раза.

Изменения в ледовой обстановке наблюдаются, но с их учетом транспортировку СПГ через Берингов пролив пока можно осуществлять только в течение четырех месяцев. В остальной период года маршрут в Китай должен пролегать вокруг Европы и через Суэцкий канал, который на 16 тыс. км длиннее маршрута через Берингов пролив. При этом для безопасной транспортировки СПГ по Северному морскому пути необходимо использовать танкеры ледового класса, дедвейт которых в два раза меньше, чем у стандартных судов. Возникла необходимость строительства завода «Звезда» по изготовлению специальных танкеров СПГ. Одновременно пресса сообщает о необходимости выделения заводу громадных дотаций на каждое построенное судно. Для перегрузки СПГ с танкеров ледового класса на обычные дополнительно потребовалось строительство терминалов на Кольском полуострове и на Камчатке. По ориентировочным оценкам, в создание схемы по транспортировке СПГ потребуются дополнительные инвестиции в размере до 10 млрд долларов.

Выгодный проект?

Снижение цены газа в АТР за период с 2013 по 2018 год с 531 доллара до 169,2, то есть на 362,2 долл./1000 куб. м.  и значительные затраты на транспорт породили риски того, что помощь в виде освобождения от налогов, которую оказало государство проекту «Ямал СПГ», может оказаться недостаточной для его стабильного функционирования. Масштабы рисков могут существенно возрасти с началом поставок в Китай газа «Газпрома» по газопроводу «Сила Сибири» в декабре текущего года.

Есть вероятность того, что при сохранении в АТР сложившейся политической обстановки период действия низких цен на газ может быть длительным. Рост объемов производства и мощностей по доставке, снижение издержек при производстве СПГ объединили региональные рынки газа в единый мировой. При этом цена на газ становится менее зависимой от цены нефти. Большие запасы газа и новые технологии по его извлечению из недр позволяют ускоренными темпами наращивать добычу. Всё это создает предпосылки для увеличения разрыва в ценах нефть/газ.

Производство СПГ на Балтике из природного газа, 
поставленного с Ямала, имеет существенные преимущества
в сравнении с заводами СПГ на Ямале

Данные тенденции увеличивают масштабы проблем. Необходимо учитывать вероятность того, что в связи с наблюдаемым в АТР падением цен на СПГ его ведущие мировые производители переведут часть потоков на европейский рынок. Это вызовет дополнительное снижение спотовых цен на хабах ЕС. При этом газ «Газпрома», законтрактованный по долгосрочным договорам, будет приниматься потребителями по остаточному принципу. Крайне тревожные сигналы уже поступают. Руководство НОВАТЭКа в начале апреля сообщило, что вынуждено из-­за дальности транспортировки СПГ до Китая и дефицита танкеров продавать газ в ЕС по 112 долл./1000 куб. м (на 35% ниже рыночной). При этом СМИ с энтузиазмом сообщают, что корпорация испортила бизнес американцам. Игнорируется «мелочь» – рынок ЕС является главным источником доходов «Газпрома», с которых он исправно платит громадные налоги российскому государству.

Руководители ПАО «НОВАТЭК» заявляют о желании выйти на уровень производства СПГ на Ямале в объеме 70 млн т в год. При этом они успокаивают общественность, что освобождение от налогов для новых проектов должно осуществляться в пределах льгот, принятых для «Ямал СПГ». Это звучит странно, потому что для проекта «Ямал СПГ» льготы были даны по максимуму. Что еще можно придумать? Возникает вопрос – насколько оправданно строительство новых мощностей с дальнейшим изъятием значительных денег из бюджета? Пресса публикует громкие сообщения о привлечении в проект «Арктик СПГ – 2» инвесторов из Франции и Китая. Это тоже странно. Инвесторов привлекают в проект, по которому на законодательном уровне решение об освобождении от налогов не принято. При этом общественность России, которая своими налогами компенсировала недоимку от льгот, ранее предоставленных компании НОВАТЭК, еще не получила годовой отчет о работе «Ямал СПГ». Отсутствует также экономический анализ уровня доходности этого проекта при сохранении в перспективе нынешних низких цен на газ на рынках АТР и ЕС.

Полагаю, что в летний период 5 млн т. будет отправлено по Северному морскому пути в АТР. Сбыт 10 млн т. следует осуществлять в ЕС на тех участках морского побережья, которые ограничены в поставках трубопроводного газа. Сегодня в Западной Европе потребляется около 45 млн т. СПГ из Катара, Африки, США. Низкая себестоимость добычи газа и налоговые освобождения позволяют компании НОВАТЭК найти место на этом сегменте рынка ЕС. При этом он может ограничить поставки СПГ из США.

В ЕС открывается очень перспективный сегмент рынка в связи с заменой на судах традиционного бункеровочного топлива – мазута – на СПГ. России важно занять в этой программе оздоровления портов доминирующие позиции. Пуск малых мощностей СПГ на Балтике компаниями «Газпром» и НОВАТЭК указывает на серьезность их намерений в ее реализации.

«Газпром» начал планировать создание крупного завода СПГ на Балтике около 15 лет назад, но так его и не построил. В результате компания столкнулась с конкуренцией со стороны «Ямал СПГ». Теперь «Газпром» намерен построить на побережье Финского залива комплекс по выделению из природного газа фракции С2–С5 с последующей ее переработкой в полимеры. Одновременно на основе метана должно быть произведено 15 млн т. товарного СПГ.

Производство СПГ на Балтике из природного газа, поставленного с Ямала, имеет существенные преимущества в сравнении с заводами СПГ на Ямале. По оценкам, для мощностей на Балтике не потребуются налоговые льготы. Очевидно, что произойдет обострение конкуренции с проектами НОВАТЭКа. Компании разные, интересы разные, а страна одна, и необходимо думать о том, чтобы продажа энергоресурсов приносила ей максимальный доход.
Статья опубликована в журнале «Газпром» (№6, 2019)

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x